четверг, 28 июня 2012 г.

It never hurts to ask

Что в вольном переводе означает "за спрос в морду не дают". 
Эта поговорка очень любима многими американцами. В основном я слышал её применение в различных радостных рассказах о товарно-денежных отношениях. Только в последний год я более менее проникся американских духом этой фразы. Много различных причин почему это не случилось раньше. Попробую выложись свои измышлизмы. 
Проблема языкового барьера в общем-то обсуждения не стоит. Каждый решает этот вопрос по мере своих сил и в зависимости от того в какую позу из поставила жизнь. 
Частично, мы все из экс-СССР не можем поверить, что некоторые действия в товарно-денежных отношениях можно не только притворять в жизнь, но это еще и обычное явление, а не что-то из ряда вон выходящее. Как, например, возвращать товары и называть причину возвращения - "не понравилось". Мы заранее думаем, что компания не пример и это проблемы в нас самих. Ведь зачем это еще компании принимать товары обратно и терять на этом деньги? Но они принимают потому, что ты клиент и еще можешь вернутся. И это действительно нормальная практика, если сильно не перегибать палку. Естественно есть те, кто её таки перегибают, но по сути эта норма вещей. 

Другая часть проблемы уже более, как мне кажется присуща некоторым приезжим из экс-СССР (не уверен, что это присуще молодежи 90х). Проблема в том, что отстаивать свои деньги является действием аморальным. И я не говорю про те случаи, когда неправильно списали деньги со счета. Отбивать свои деньги в таких случаях это нормально и правильно. Я имею ввиду случаи, когда что-то сам накосячил по ошибке и за это, по заранее написанным правилам, сняли деньги. В этом случае есть какая-то такая маленькая фигулька в мозгу, которая хочет сказать "но ведь это ты сам накосячил". Значит и деньги сняли правильно. Аморально думать их вернуть. Совесть не позволяет. 
Но! Американец по большей части думает по другому. Деньги он сам зарабатывал в поте лица и всегда найдется туча желающих их у него забрать, что-нибудь продав. Поэтому за своими деньгами надо глаз да глаз и даже если правомерно сняли за что-то деньги, всегда надо попробовать позвонить и спросить, не могли-бы они их вернуть. Потому, что это ваши деньги и потому, что вы клиент. Компания всегда может сказать "нет". Но если ты не спросишь, то ведь и ответ по умолчанию тоже "нет". Поэтому it never hurts to ask. 

Два простых примера. Жена как-то звонила в Россию. Она всегда использует телефонную карточку для звонков через интеренет, потому что всем известно так дешевле. Но в этот раз звонок прошел напрямую, в обход карточки, по различным причинам и не по вине телефонной компании. На счету тут же вылезла сумма в $50 за такой разговорчик в каких-то 20 минут. В общем-то телефонная компания была права - карточка не была использована и они имели полное право выставить такой счет. Ранее подход был: 1) сам ошибся, вот и получай 2) зачем звонить, всё равно ничего не будет 3) совесть не позволяет, потому что 1) 
Но ведь мы же в Америке и вообще, клиет всегда прав или как. Поэтому я позвонил в телефонную компанию и спросил, а могу ли я за это не платить. Ну да, накосячил, но хочу скидку как давнишнему клиенту. И они убрали $50 со счета. Звонок занял всего 15 минут. Можно сказать заработал $50 за 15 минут работы или $200 в час. Хехе. А если бы не позвонил, то и ушли бы мои $50 с моего счета в дальние края. 
Случай номер два. Покупал авиабилеты через Delta.com с отправлением из Москвы и оплатил карточкой, которая берет дополнительную комиссию за покупки за пределами США. Но у меня нигде мысль не проскочила, что покупая билет на delta.com и сидя в Америке, транзакция может пройти, как сделанная за пределами США. А оно так и случилось. Сняли с меня уже $80 за такой косяк. Опять же - всё по правилам. Мог бы подумать и подстраховаться, на случай косяка использовав другую карточку. Но не подумал. Поэтому почему бы не позвонить и спросить, если они могут вернуть эти деньги обратно. И как оказалось, что могут и без каких либо проблем. Всего потрачено 5 минут и заработано обрано в свой карман $80. 

Ведь главное не думать, что сам виноват и за это с тебя правильно сняли деньги и вообще типа совесть не позволяет. Если часто не делать такие косяки, то их вам могут простить. Конечно не всегда и не на любые суммы. Но если не спросить, то получиться, что результат - никогда не простят и ничего не вернут. А возвращенные деньги я и сам разберусь, куда потратить. Например, можно сходить на ужин в ресторан.

1 комментарий:

  1. Анонимный14 июля 2012 г., 7:15

    Всё правильно.
    В голландском тоже есть ёмкая поговорка: "NEE heb je altijd, JA kun je krijgen" (дословно "НЕТ имеешь всегда, ДА можешь получить")
    По жизни ей руководствуюсь.

    Иван

    ОтветитьУдалить